Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Яблочный Спас

«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сём Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сём видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых» (Мф.17:1-9).

Традиция воздержания от употребления яблок в пищу до праздника Преображения (Яблочного Спаса) имеет свою длинную историю. Корнями она уходит еще в Ветхий Завет. Люди того времени благодарили Бога за все его дары человеку, будь то земледельческий урожай, улов рыбы или поголовье скота и приносили часть их в жертву. При этом в этом не было языческого символизма, желания умилостивить Бога. Жертва Богу была выражением благодарности человека.

Позже, в раннехристианские времена, когда образ жизни человека был в основном земледельческий, существовали различные чины освящения. Сейчас они в большинстве своем забыта. В наше время Церковью торжественно освящается лишь мед и виноград (яблоки).

Стоит ли сейчас соблюдать это правило (конечно не из суеверных предтавлений), – вопрос открытый. Но, действительно, в Типиконе есть указание на «воздержание от вкушения плодов до их освящения» для монахов. Это правило можно назвать реализацией неписаного принципа: «сначала – Богу, потом – нам»

С Яблочным Спасом связаны и другие традиции — после праздника люди щедро делились урожаем: раздавали больным, сиротам и нищим, угощали родных и соседей – и только в последнюю очередь ели сами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *